Развитие лидерских качеств у IT-руководителей
Как работодателю определить лидера IT и какие личностные качества свойственны сильным руководителям
В любой сфере, где бы вы ни были, есть те, кто лидирует проект, ведет команду к результату и ручается за ее успех. В ИТ для этого необходимы уникальные особенности и специфические навыки.
Расскажем о главных характеристиках лидеров в IT-сфере, кто такие техлиды и какие методы развития лидерских качеств наиболее эффективны в IT.
Кто такой лидер в ИТ
Лидер — это специалист, который сочетает в себе отличное видение продукта и лидерские качества. Многие путают его с Tech Lead.
Tech Lead (Техлид) — это тот, кто отвечает за технические аспекты разработки, в то время как лидер имеет более широкие функции, связанные с управлением коллективом и принятием ключевых вопросов.
Важно понимать, что лидерство — это не всегда официальная должность или формальная роль. Многие начинают проявлять свои лидерские качества задолго до того, как становятся боссами. Такие сотрудники обладают авторитетом и влиянием благодаря своим личным качествам и знаниям. Это могут быть, например, разработчики, аналитики, архитекторы, дизайнеры.
ТОП-5 качеств ИТ-лидера
1. Профессионализм
Важно хорошо разбираться в специфике своей деятельности, понимать все тонкости процессов, тенденции рынка и лучшие практики, чтобы уверенно принимать решения и направлять свой коллектив.
Хороший руководитель, в первую очередь, это профессионал в своей сфере, имеющий видение (vision) в своей зоне ответственности. В этом случае он действительно может за собой вести и вдохновлять. Если он просто командир, который «плавает» в профессиональных вопросах — под ним обычно формируется команда, которая формально его слушает, но не уважает. Как итог — нездоровая атмосфера в коллективе и невозможность достижения высоких результатов
Антон Курбатов, руководитель направления CVM/CRM-маркетинга на аутстафе
2. Системное мышление
Человек, который способен фокусироваться на целях, но при этом не упускать из виду общую картину, обладает способностью предвидеть результаты и принимать обязательства в сложных ситуациях.
Именно системное мышление помогает сохранять баланс между фокусом на текущих задачах и общей стратегией, а также оперативно реагировать на изменения, не упуская из виду важные цели.
3. Гибкость и способность к адаптации
Кандидат должен уметь быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и менять курс при необходимости.
В этом плане специалисты, работающие по модели ИТ-аутстаффинга, особенно гибкие, так как они вовлечены в разные продукты и сферы. Найти ИТ-профессионалов можно через SkillStaff. Гибкость позволяет им быстро адаптироваться к новым задачам и приносить свежие идеи и опыт, что делает их отличным выбором для динамичных ИТ-команд.
На собеседовании можете спросить кандидата для оценки, как он справлялся с изменениями и экстренными ситуациями, когда приходилось срочно пересматривать планы.
4. Коммуникативные навыки
Умение общаться — одно из самых важных качеств, так как лидеру нужно взаимодействовать с различными подразделениями:
- ясно объяснять свои идеи и задачи;
- быть готовым слушать и учитывать мнение других;
- налаживать связи с совершенно разными людьми, находя к каждому свой подход.
Чтобы оценить это качество, можете узнать на собеседовании, как кандидат строил отношения с коллегами, какие методы использовал для мотивации сотрудников.
5. Решительность
Лидер — это тот, кто умеет взвешивать риски, но не откладывает важные вопросы, боясь последствий.
Обратите внимание на способность кандидата брать на себя обязательства за результаты и не бояться рисковать, когда это необходимо. На собеседовании можно попросить кандидата рассказать о случаях, когда ему приходилось принимать сложные решения, и как он подходил к оценке рисков.
Как развивать лидерские качества
Стремление к обучению — навык крайне важный. Современные технологии развиваются быстро, и ИТ-лидер не может позволить себе стоять на месте.
ИТ-специалисты используют разнообразные методы развития навыков.
Развивать лидерские качества помогают занятия с наставниками, профессиональная литература, сбор обратной связи, открытость новому (попробовать сделать что-то обычное иным образом)
Михаил Марков, Delivery lead на аутстафе
Я читаю профильные Telegram-каналы: там можно почерпнуть реальные кейсы для применения в жизни. Посещаю профильные конференции, читаю книги, обмениваюсь опытом с другими продактами в живом формате. Помогает собственная практика работы над продуктами, общение с непрофильными представителями бизнесов. Периодически покупаю платные курсы и семинары
Дмитрий Дулов, Product Owner на аутстафе
Для совершенствования в профессиональной деятельности я смотрю образовательные видео на Youtube, статьи (преимущественно иностранные). Посещаю конференции, слежу за рядом лидеров индустрии, профессионалами, которые «выросли из инженеров» и опираюсь на них
Валерий Никаноров, лидер по инновациям на аутстафе
Где найти сильного руководителя в IT
Классический путь — это взращивание сотрудника внутри компании.
Чтобы вырастить специалиста, передавайте ему задачи, связанные с организацией труда других или по совершенствованию текущих процессов, реализацию инициатив. По сути это задачи, где сотрудник может проявить себя в качестве лидера и отвечать за результат
Елена Форезз, тимлид группы по управлению персоналом, SkillStaff
Но часто планы требуют участия экспертов уже сейчас. Тут проявляется недостаток метода взращивания изнутри — это долго и не всегда оправдано, особенно для краткосрочных задач или в условиях быстрого роста.
Что тогда делать? Помимо взращивания можно использовать наращивание ресурсов, например, по модели ИТ-аутстаффинга. В таком случае можно значительно быстрее по сравнению с поиском в штат привлечь опытных профессионалов, которые уже имеют нужные навыки и готовы сразу приступать к решению задач. К инструменту поиска ИТ-профессионалов относится B2B-маркетплейс SkillStaff, где представлено множество резюме.