Подберем для вас подходящего специалиста за 48 часов!
 ・ 
1043

В чем разница между аутстаффингом и аутсорсингом

В статье мы рассмотрим плюсы и минусы каждой модели.

Аутсорсинг и аутстаффинг все прочнее укореняются в российской бизнес-среде. Хотя оба подхода на первый взгляд схожи — удаленные специалисты из других компаний помогают клиенту с задачами, которые внутренняя команда не может или не успевает закрыть — это не одно и то же.

Рассказываем, в чем суть каждой модели и какие проблемы они решают, в каких случаях нужен аутсорсинг, а в каких — аутстаффинг. Ответы на эти вопросы помогут вам выяснить, какая модель больше всего соответствует потребностям вашего бизнеса. 

Аутсорсинг: что это такое?

Аутсорсинг (outsourcing) — это заказная разработка на стороне исполнителя. Заказчик передает создание или ведение своего проекта в руки другой компании, при этом исполнитель принимает на себя полную ответственность за результат работы, самостоятельно формируя команду под проект клиента.  

Пример. Локальный ритейлер планирует обновить мобильное приложение. Клиент не обладает достаточными для решения этой задачи ИТ-ресурсами, поэтому обращается к аутсорс-компании, которая берет на себя доработку и развитие цифрового продукта. Причин, по которым клиенту не хватило ресурсов, может быть много — возможно, он не хотел развивать ИТ-департамент или у него не было достаточной экспертизы для организации процесса разработки и постановки задач.

Команда, привлеченная на аутсорсинг, может заниматься созданием и поддержкой сайтов, приложений и программного обеспечения. Важной особенностью модели является то, что нанятая под проект команда, как правило, берет на себя все этапы разработки продукта: от проектирования до тестирования и ввода в эксплуатацию. Клиент в большинстве случаев только формирует ТЗ, передает информацию по срокам, согласовывает макеты и принимает результат — менеджмент остается на стороне исполнителя.

Аутстаффинг: что это такое?

Аутстаффинг (outstaffing) — это аренда специалиста, работающего в компании-подрядчике, для работы на проекте в компании-заказчике. Модель аутстаффинга освобождает клиентов от самостоятельного поиска и подбора ИТ-ресурсов. Клиенты выбирают из уже прошедших проверку специалистов, имеющихся в кадровом резерве компаний, которые оказывают услуги по аренде аутстафф-специалистов.

Пример. Онлайн-сервис для аренды автомобилей разрабатывает мобильное приложение силами своего ИТ-отдела. Свободных разработчиков у клиента нет — все заняты на основных проектах. Для внедрения новой фичи сервису нужны дополнительные ресурсы. Клиент обращается к аутстафф-платформе, которая предлагает забронировать проверенных специалистов на время — без необходимости оформления в штат.

При этом аутстаффинг — это модель, которая помогает клиентам точечно усиливать инхаус-команду квалифицированными сотрудниками. Например, если заказчику нужно больше ресурсов для масштабирования и роста продукта или требуется узкая проектная экспертиза. Несмотря на то что аутстафф-специалисты работают на местах и по расписанию заказчика, всеми расчетами и развитием сотрудников занимается компания, в штате которой числятся арендованные сотрудники. 

Аутсорсинг и аутстаффинг: в чем разница?

Менеджмент и ответственность сторон

При аутсорсинге исполнитель назначает менеджера, который отвечает за развитие всего проекта. Соответственно, исполнитель отвечает и за качество предоставляемых услуг. Заказчик же несет ответственность только с точки зрения целеполагания, определения общих направлений деятельности и согласования наборов функций и макетов.

Аутстаффинг устроен по-другому. Здесь управление командой осуществляет заказчик, поэтому работа по модели аутстаффинга требует от него лучшего понимания технической стороны проекта и большей ответственности. Заказчик ставит аутстафф-специалистам задачи, постоянно с ними взаимодействует и контролирует результат. 

Порядок оплаты

Оплата аутсорс-услуг осуществляется по факту выполненных работ либо в соответствии с условиями, зафиксированными в договоре. Оплата услуг аутстафф-специалиста зависит от количества отработанных аутстаффером часов и осуществляется ежемесячно.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Преимущества аутсорсинга

  • заказчик не занимается наймом и подбором специалистов;
  • исполнитель отвечает за оборудование рабочих мест и организацию рабочего процесса;
  • исполнитель несет ответственность за большую часть выполненных работ.

Недостатки аутсорсинга

  • заказчик не может контролировать процесс выполнения работ;
  • коммуникативные риски вследствие отсутствия полного контроля над проектом — исполнитель может неправильно интерпретировать цели и рекомендации заказчика и, следовательно,  допустить ошибки при реализации проекта.

Плюсы и минусы аутстаффинга 

Преимущества аутстаффинга

  • полный контроль над своим проектом;
  • сотрудничество только с проверенными специалистами высокой квалификации.

Недостатки аутстаффинга

К минусам аутстаффинга можно отнести то, что заказчик отвечает за процессы адаптации и мотивации новых сотрудников — от этого зависит эффективность работы аутстафф-специалистов.

Заключение

Выбор подходящей модели сотрудничества зависит от множества факторов: бюджета, потребностей и целей компании, продолжительности проекта, состава внутренней ИТ-команды, гибкости бизнеса и готовности клиента сотрудничать с подрядчиками. Если у вас нет ИТ-ресурсов и экспертизы для развития цифрового продукта, выбор модели аутсорсинга представляется наиболее рациональным. В свою очередь модель аутстаффинга поможет вам точечно усилить внутреннюю ИТ-команду и дополнить продуктовую экспертизу.