Оставьте заявку, мы подберем для вас подходящего специалиста за 48 часов!
Премия рунета
Итоги исследования рынка ИТ-аутстаффинга. Декабрь 2022
2980

Итоги исследования рынка ИТ-аутстаффинга. Декабрь 2022

Делимся с вами результатами опроса ИТ-аутстаффинг агентств.

Свой первый опрос среди партнеров SkillStaff  мы провели в июне, прошло уже почти полгода и пришло время собрать актуальную информацию по рынку ИТ-аутстаффинга. В этом исследовании приняли участие 25 компаний. Ниже результаты и наши комментарии к итогам.

1. Сколько сотрудников работает у вас в компании?

null
null

Самый популярный ответ «20-50 сотрудников» сохраняется в двух наших опросах. Если сопоставить ответы этих компаний со следующим вопросом о количестве сотрудников занятых в аутстафе, то нельзя сказать об однородной статистике. В 5 компаниях с численностью от 20 до 50 сотрудников аутстаффингом заняты более 70%, и всего 1 компания указала, что меньше 10% сотрудников работают как аутстафферы. 

40% ответивших компаний предоставляют на аутстафф до 50% своих сотрудников — это хороший показатель, потому что компания диверсифицирует свой портфель услуг, а это значит, что она более устойчивая к изменениям на рынке.

2. Сколько сотрудников работает по модели аутстаффинг?

null
null

3. Как изменилась численность сотрудников в 2022 году, работающих на аутстаффинг?

null
null

15 компаний из 25 отмечают, что есть рост количества специалистов. Об отсутствии изменений сказали 6 компаний. Среди ответов есть рекордная цифра — увеличение штата на 80 специалистов, работающих в аутстаффинге, в этой же компании больше 70% сотрудников являются аутстафферами. Также у 4 из 25 компаний количество сотрудников снизилось, при этом одна компания из диапазона 101-300 сотрудников сказала, что снижение произошло на 10%.

4. Сколько клиентов приостановили сотрудничество в 2022 году?

null
null

Наиболее экстремальные значения «большинство» и «ни одного» распределились по 12%. Наиболее распространенный ответ «минус 2-3 клиента» у 32% опрошенных. Компании с численностью 51-100 специалистов в среднем отмечают уход 2 клиентов, есть единственное выбивающееся значение 10-15 клиентов. 

Наибольший разброс ответов у компаний в категории 20-50 — здесь практически нет закономерностей. Компании со штатом меньше 20 в среднем отмечают уход одного-двух клиентов, но есть 3 компании, которые отмечают уход подавляющего большинства клиентов. При этом, у этих же компаний есть новые договора с клиентами, согласно ответам на вопрос ниже.

О закрытии направления ИТ-аутстаффинга речи на рынке не идет, несмотря на «текучку» клиентов все компании остаются на плаву, за счет заключения договоров с новыми клиентами. Это детальнее видно в следующем вопросе.

5. Сколько новых клиентов обратились с запросом на аутстаффинг в 2022 году?

null
null

Рекордное количество новых клиентов + 38 (для небольшого агентства в диапазоне 20-50 специалистов это впечатляющий результат).  Компании в диапазоне численности 51-100 сотрудников отмечают увеличение числа новых клиентов от 5 до 15, у них же есть и пропорциональное увеличение численности сотрудников. Если рассмотреть эту категорию агентств с учетом уменьшения количества клиентов, то динамика этих компаний все равно положительная — в среднем +5-8 новых клиентов.

Маленькие  агентства (от 20 до 50 сотрудников) по итогу также остаются «в плюсе» по количеству клиентов — в среднем в динамике у них от 2 до 7 новых контрактов (если отбросить экстремальные значения +17 и +38). У 52% опрошенных компаний общее количество клиентов увеличилось.

6. Какие сегменты клиентов чаще всего запрашивают специалистов на ИТ-аутстаффинг в 2022 году?

null
null

Неизменно по привлечению аутстаффинга лидируют два сегмента — банки и ритейл. Каждая вторая компания работает с этим сегментом. Летом мы предполагали, что потенциальный спрос на ИТ-аутстаффинг может быть в фарме, так как стала доступна продажа некоторых лекарств онлайн. Однако пока здесь нет роста. Онлайн-фарма пока набирает обороты, по нашему опросу ИТ и ecom-директоров этого сегмента, компании на данный момент справляются самостоятельно с задачами запуска онлайн-направления. 

Также в аутсайдерах сегменты: страхование, недвижимость, промышленность. Промышленные компании сейчас активно развивают B2B-проекты, для реализации которых нужны инвестиции в ИТ. У этого направления есть перспектива роста.

Сегмент недвижимости в течение этого года переживает сложное время, инвестиции в ИТ здесь однозначно не приоритеты. Однако при стабилизации рынка, в этом сегменте возможен рост спроса на ИТ-аутстаффинг. Девелоперские компании и застройщики активно используют онлайн для продажи недвижимости и сопутствующих услуг.

В июньском опросе мы также предполагали, что есть потенциал у сегмента логистики в аутстаффинге, что подтверждается текущими результатами. Логистика активно развивается пропорционально ecommerce, но по объему инвестиций в ИТ этот сегмент не догонит банки и ритейл.

Сегмент ИТ (найм более крупными компаниями ИТ-специалистов) также вырос в сравнении с летними результатами. Это связано с более тщательным выбором проектов под внутренние инвестиции и, соответственно, приостановкой других направлений работы у крупных компаний. А также с заморозкой бюджетов в целом у более мелких клиентов, с которыми небольшие ИТ-компании ранее работали напрямую. Теперь им приходится идти на субподряд в более крупные ИТ-компании, которые оказывают услуги крупным клиентам на проектах, развитие которых не приостановили.

7. Оказываете ли вы услугу аутстаффинга на международные рынки в 2022 году?

null
null

В летнем опросе больше половины компаний также не оказывали услугу на международные рынки. Однако это вопрос, который  наиболее интересно смотреть в динамике в следующем году.

Агентства в категории 20-50 меньше всех ориентированы на развитие аутстаффинга за рубежом — только 2 компании из 11 ответили, что работают на международных рынках. В остальных категориях отмечается разделение 50 на 50. Сейчас, безусловно, есть тенденция ориентации компаний на экспорт ИТ-услуг. По нашему опыту, многие компании сейчас ищут способы для выхода на зарубежные рынки. Команда SkillStaff запустила новую платформу TalentNations.com, ориентированную на международных бизнес-заказчиков.

8. Если вы оказываете услугу аутстаффинга на международные рынки, отметьте, с какими странами работаете

null
null

Среди 36 процентов, которые оказывают услугу на международные рынки, наиболее популярное направление — Европа. В следующем опросе мы углубимся и узнаем, с какими странами ЕС работают ИТ-агентства. Что касается, общей статистики по экспорту ПО: «Президент РУССОФТ Валентин Макаров отмечает резкое падение экспорта ПО, и особенно услуг по разработке ПО, на фоне роста доходов от импортозамещения… В июле организация сообщала, что зарубежные продажи российских разработчиков в 2021 году составили 745 миллиардов рублей (10,1 миллиарда долларов). В 2020 году значение этого показателя оценивалось в 8,6 миллиарда долларов.»

По опыту AWG (участию в нескольких международных ивентах) мы видим потенциал в развитии международного направления через ОАЭ. Среди планов на 2023 год — участие в международных конференциях. Потенциал развития международного направления сейчас большой, эффективность работы будем смотреть уже в конце 2023 года.

9. На какие роли увеличился/появился спрос в 2022 году?

null
null

Сейчас по итогам опроса Топ-3 это:

  1. Системные аналитики;
  2. Java-разработчики;
  3. Devops-специалисты.

В одном ряду стоят iOS и Android-разработчики, ручные QA тестировщики, React-разработчики.

ИТ-директор Lime, Руслан Домащенко, поделился с нами своим опытом привлечения ИТ-аутстаффинга:

При выборе расширения команды продукта включается в первую очередь критерий бюджета, как следствие  бизнес-эффекта продукта. Когда смотришь на стоимость компетенции в аутстафе, понимаешь, что этот вариант может быть выгодным решением с учетом скорости и качества привлекаемого ресурса. Главное, внутри компании должны сохраняться компетенции по основным бизнес-процессам. Базово — аутстаффить аналитиков — плохо, но иногда надо. Однозначно не нужно аутстаффить архитекторов.  Это боль, когда нет своей компетенции, либо четкой ответственности за продукт внутри компании.

null

10. На какие роли упал/исчез спрос в 2022 году?

null
null

Топ-3 роли, на которые сократился спрос:

  1. React-разработчики;
  2. PHP-разработчики;
  3. Ручные QA тестировщики.

Когда возникает вопрос о наиболее «безболезненном» варианте сокращении команды разработки (сложно, конечно, представить эту безболезненность ;) ), то речь заходит о тестировщиках. Их функции можно переложить на разработчиков или на аналитиков.

На PHP, как правило, пишут небольшие и средние интернет-магазины, которые сейчас притормозили развитие. Более «тяжеловесные» технологии вроде Java в основном используют enterprise-клиенты, это подтверждается и нашими результатами — спрос на Java растет.

11. Какие каналы наиболее эффективны для поиска клиентов сейчас?

null
null

Нетворкинг, как канал поиска, существенно вырос в популярности, практически каждая компания видит в этом основной канал поиска. В летнем опросе нетворкинг занимал долю 50%. Ранее первое место среди ответов занимали ТГ-каналы — сейчас они опустились на 4-место.

Важно, что опрос проводится среди партнеров SkillStaff, поэтому платформа среди каналов поиска клиентов также занимает высокое место. Соцсети ожидаемо опускаются вниз, а ивенты выросли как эффективный способ продвижения.

12. Какие, на ваш взгляд, произошли резкие изменения?

В основном тенденции на рынке аутстаффинга имеют негативную окраску, по мнению респондентов.

null
null
null
null
null
null
null
null

Из-за сложившейся ситуации компании сокращают бюджетирование проектов, снижается спрос на аутстафф-услуги у среднего бизнеса. В связи с релокацией сильных разработчиков, экспертиза части партнёров существенно упала. Заказчики частично поставили на hold финансирование проектов. В то же время упали ставки, а требования к специалистам возросли. Увеличились сроки собеседования и онбординга.

13. Как изменились ставки в 2022 году?

null
null

40% компаний отмечают увеличение ставок, 24% компаний сохранили ставки на прежнем уровне. Самый большой процент увеличения ставки — 30, отмечает одно агентство в категории 20-50. Компания с численностью 101-300 дает справедливый комментарий: «В новых клиентах — снизились на 5%». Действительно рынок сейчас волатилен, плюс есть снижение ставок на одни роли, и увеличение на другие — как отметила одна компания в комментариях.

В категории 51-100 больше половины агентств отмечает снижение ставок больше чем на 10%, абсолютно все компании этой категории работают с банками. Небольшие агентства с численностью менее 20 сотрудников также отмечают снижение ставок, но уже более чем на 10%. Наиболее разбросанные ответы в категории 20-50 — 40% отмечают увеличение ставок от 10 до 30 процентов.

Заключение

В ситуации нестабильного и непредсказуемого рынка разработка проектов часто стала происходить рывками, и с быстрой сменой гипотез. Специалисты нужны всё чаще на время, поэтому гибридная модель (штат+аутстаффинг) это удобный формат для клиентов. В 2023 году безусловно сохранится тенденция на аутстаффинг.

В конце этого года все рейтинги (Рейтинг Рунета, Ruward, Tagline) добавили в свое поле зрение аутстаффинг. Возможно в 2023 году мы увидим и некое «упорядочивание» рынка — аутстаф будет выделяться как отдельная область и в рейтингах, вполне может быть, статистически мы сможем точнее понять долю аутстаффинга в противовес аутсорсингу.

Поделиться